Немецкий художник сделал фотоаппарат, имеющий собственное мнение о красоте, с которым фотограф не может не считаться.
Это Надя, фотокамера, которая делает раздумья пользователя о
композиции и освещении излишними. Остается только следить за тем, чтобы
руки не дрожали. Хотя некая волнительная дрожь здесь вполне уместна —
как-никак, такого ещё не бывало, чтобы фотоаппарат сам судил о красоте и
художественной ценности будущего снимка.
Nadia изготовлена художником Эндрю Купресаниным
из Германии. Она не имеет стандартного для фотокамер дисплея
предварительного просмотра: вместо картинки, которая позволила бы
фотографирующему заранее оценить кадр, Nadia показывает число. Число это
— эстетическая оценка в процентах от идеала, выставляемая изображению
еще до его появления на свет.
Понятие
красоты в данном случае отнюдь не относительно и не субъективно: Nadia —
не просто шутка современного мультимедийного художника. Аппарат
работает на технологии с твердой научной основой — ACQUINE (Aesthetic
Quality Inference Engine). Этот движок разрабатывается с 2005 года:
анализирует изображения по набору критериев (детализация, настроение,
композиция, цветность, яркость) и делает вывод об их эстетической
ценности. Сейчас ACQUINE доступен в виде онлайн-сервиса, который позволяет загружать любые картинки и за считанные секунды узнавать о них всю правду.
Можно ли доверять автоматизированному суждению о прекрасном? Вопрос
тонкий. Однако стоит отметить, что мнение робота здесь часто совпадает с
оценками людей. Скажем, Мона Лиза получила 95,1 балла из ста возможных,
а знаменитая фотография Эйнштейна с высунутым языком — 96,9.
Сейчас Nadia существует лишь в виде прототипа, но нет никаких причин
сомневаться в возможности его серийного производства. Четко расписанное
прагматичное будущее, которого так боялись писатели-фантасты, наступает
неотвратимо. Красоту уже тоже посчитали, но ей это вряд ли помешает
спасти мир.